С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Актуальность проблемы недоразвития речевого общения у современных детей

Автор: Наталья Александровна

27.06.2011г.

Ребенок овладевает речью как средством общения и приобретения знаний, как видом деятельности. По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не является врожденной, формируется в практике взаимодействия ребенка с окружающими. Речь возникает из потребности высказаться, высказывания взрослого человека порождаются определенными побуждениями, а у детей — только при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит, потребность в общении — первое условие речевого развития. Следовательно, нарушение мотивации к речевой деятельности приводит к нарушению коммуникативной деятельности и общения в целом.
Особые сложности в плане речевого общения имеют дети с речевыми нарушениями. Это проявляется в несформированности языкового компонента, включающего звукопроизносительную сторону речи, лексико-грамматический строй, связную монологическую речь, а также некоторые когнитивные компоненты: речевое мышление, воображение, речеслуховую память, и в неумении применять данные средства на практике.
Проблема недоразвития речи современных детей весьма актуальна. Ее изучением занимаются ученые различных областей науки: языкознания, лингвистики, психолингвистики, нейропсихологии, психологии, коррекционной педагогики. По мнению Р.Е. Левиной, М.И. Лисиной, в настоящее время определены всевозможные пути формирования языковых средств речи. Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос все-таки еще не получил достаточного практического осмысления.
Часто воспитатели и родители сталкиваются с тем, что дети вместо того, чтобы сказать что-либо словами, пожимают плечами, или чтобы высказаться по поводу заинтересовавшего их объекта, молча указывают пальцем в нужном направлении. Иногда для привлечения внимания говорят: «Мам, смотри!», или теребят одежду стоящего рядом взрослого. Речь заменяется системой жестов, на которую взрослые часто не обращают внимания, считая ее нормой. А между тем дошкольное детство — «золотой» период, во время которого закладываются у ребенка способности к общению, обмену информацией, получению новых впечатлений. Пройдет совсем немного времени после ухода из детского сада, и он сам будет считать нормой то, что не может выразить мысль словами и ему не слишком нужно общение. А еще через некоторое время будет уверять, что «ну не умеет правильно высказаться и все тут», потому что от природы ему этого не дано.
Безусловно, не из всякого ребенка можно вырастить «говорунка» (термин В.В. Зеньковского), но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в диалогах и полилогах, описанию предметов и явлений и многому другому все-таки можно, если заниматься этим системно, технологично и главное не скучно для ребенка.



-25-