С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Автор: Наталья Александровна

14.09.2010г.

Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогическойклассификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическимнедоразвитием речи (ФФНР). К этойкатегории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, укоторых нарушены произносительная сторона речи и особый  слух — фонематический  слух. При этом лексико-грамматическаясторона речи будет сохранна, т.е. у ребенка нет затруднений в лексическойстороне речи (например, спокойно может разделить овощи и фрукты, знает различиямежду одеждой и головными уборами и т.д.), а также правильно употребляетграмматический строй речи (например, не путает употребление предлогов,  падежей, множественное и единственное число ит.д.). Иначе говоря, самым трудном дляребенка является услышать  разницу междузвуками. Например, если вы попросите ребенка назвать первый или последний звукв слове или попросите хлопнуть, когда он услышит определенный звук среди рядадругих звуков – это все вызовет у него затруднения. Фонетико-фонематическоенедоразвитие речи может варьироваться от легкой степени (дети не могутразличить только те звуки, которые сами не выговаривают) до тяжелой степени(дети, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, неспособны выделить звуки из состава слова и определить ихпоследовательность).  Также речь ребенкас ФФНР характеризуется разнообразными заменами, искажениями и пропусками,как  звуков, которые он неправильнопроизносит, так  и тех, которыепроизносятся правильно.  Иногда ребенокпроизносит все звуки родного языка правильно, но при этом есть нарушенияфонематического слуха.

Фонетико-фонематическоенедоразвитие опасно тем, что в школе у ребенка появляются стойкие ошибки написьме и в чтении не потому, что он не старается, а потому что он просто неслышит и не чувствует разницу. Раньше для таких детей существовали специальныегруппы в детских садах, где в ходе специальных коррекционных занятий логопедучил таких дошкольников узнавать и различать звуки родного языка, формировалумение производить звуко-слоговой анализ слова и др, что в дальнейшем помогалоребенку избежать стойких ошибок при овладении письменной речью, но в настоящеевремя их нет. 

 

 

 



-25-