С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Использование сенсорных игр для развитие речи

Автор: Наталья Александровна

15.09.2010г.

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Виды сенсорных игр
 1. Игры с красками
Для проведения игры потребу¬ются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количе¬ство стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, за¬тем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок заворожено следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно раз¬нообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, - ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нра¬вится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в проис¬ходящем - начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается дей¬ствовать самостоятельно.


2.    Игры с водой
Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы деть¬ми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки - наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком - обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

3.    Игры с мыльными пузырями
Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пу¬зырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному вы¬дуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки - например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

4.    Игры со свечами
Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.
•    Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей - в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.
•    Наполните столовую ложку во¬дой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.


5.    Игры со светом и тенями
Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите малышу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».
Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летя¬щей птицы и т.д.
Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
6. Игры со звуками
      Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д.

Список используемой литературы:
1.    Кувшинова В.Г., педагог-психолог НДОУ «Детский caд №261 ОАО «РЖД» г.Хабаровска «ЛОГОПЕД В ДЕТСКОМ САДУ»,  2009



-25-