Методики и советы логопеда по развитию речи и постановке звуков
Многие родители интересуются, как работает детский логопед непосредственно на занятиях. Каждый урок проводится примерно по одной структуре: и дошкольный логопед, и более опытный логопед дефектолог, и дизартрия логопед делят занятия с ребенком на несколько этапов. Конечно, дизартрия логопед имеет несколько другие методики, но это уже частности.
Первое индивидуальное занятие логопеда с дошкольником начинается с логопедического обследования в присутствии родителей. Присутствие родителей, необходимо, во-первых, для того, чтобы они непосредственно видели трудности ребенка, а во-вторых, чтобы ребенок не испугался незнакомого человека. Обследование ребенка логопедом подразумевает под собой анализ всех сторон речи: грамматической, фонетической, лексической и др. После обследования ребенка логопедом и изучения полученных результатов, он сообщает речевой диагноз ребенка. Например, дислалия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи второго уровня и др. На основе этого логопед советует тот или иной вариант лечения. Советы логопеда — это то, к чему нужно прислушиваться, так как хороший логопед советует всегда правильно, что выражается в эффективности проводимых методик. Когда предлагается определенная методика, логопед обсуждает с родителями все плюсы и минусы. Методика логопеда может быть разной, и это необходимо учитывать
Каждый профессиональный логопед имеет свои подходы, методики и навыки ведения частного занятия, но какими бы приемами не владел дошкольный логопед, структура постановки звукопроизношения всегда будет одинакова. Обычно имеется два направления, по которым работает логопед: постановка звуков и развитие речи. Они подразделяются на пять этапов:
1) Начинается работа с предварительных занятий по подготовке органов артикуляционного аппарата. Такие услуги логопеда-дефектолга для детей состоят в формировании определенных укладов языка для нужного звука, что впоследствии помогает ребенку быстрее научиться произносить той или иной звук.
Если у ребенка дизартрия, то к артикуляционной гимнастике добавляется и проведение логопедического массажа.
2) Следующим этапом занятия является постановка звука. Постановка звука может быть: по подражанию, с механической помощью.
3) Третьим этапом занятия является автоматизация поставленного звука. Данная работа логопеда дефектолога наиболее трудоемка.
4) Четвертым этапом является дифференциация звуков. То есть на этом этапе специалист дифференцирует поставленный звук с его заменителем (неправильным произношением до начала занятий)
5) Заключительным этапом является ввод звука в речь. Очень часто бывает, что умея правильно произносить звук, в речи он почему-то теряется и необходима определенная работа по его становлению в речи.