IV. Период формально-логического абстрактного мышления - после 11-12 лет и в течение всего юношеского периода. У ребенка вырабатывается формальное мышление, т.е. способность рассуждать, отвлекаясь от настоящего актуального момента.
Таким образом, совершенствование процесса мышления происходит постепенно от действия к осознанной целенаправленной деятельности с учетом постоянства объекта и пониманием причинно-следственных связей.
Способы деятельности на этих этапах также развиваются последовательно.
1 уровень - «метод силы» - ребенок применяет силовые пробы, пытаясь пропихнуть фигурку в первое попавшиеся отверстие.
2 уровень - «метод удачной дырки» - ребенок, запомнив отверстие, в которое провалилась одна из фигурок, старается опустить в нее все остальные. На этом уровне ребенок понял, что отверстия разные.
3 уровень - «метод проб и ошибок» - ребенок последовательно пробует пропихнуть фигурку во все отверстия, пока не получит положительный результат.
4 уровень - «примеривание и зрительная ориентация» - это перцептивные способы, используя которые, ребенок оперирует не с реальным предметом, а уже с его образом. Этот уровень представляет собой переход от конкретно-умственного (наглядно-действенного) к наглядно-образному мышлению