С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Почему дети ругаются?

Автор: Наталья Александровна

13.09.2010г.

Многие педагоги в послед­нее время очень обе­спокоены тенденцией все более раннего появления в речи детей бранных слов. Некоторые зада­ются вопросом, когда следует на­чинать борьбу с этим явлением, ведь маленькие дети, употребляя бранные слова, еще не понимают их смысла и используют их не осо­знанно по подражанию.

Итак, когда начать?! Как только ребенок родился! Лучшее лече­ние - это профилактика. Не се­крет, что есть категория взрослых, в лексиконе которых бранные сло­ва - основа общения. Конечно, изначально, ребенок не понимает значения этих слов. Первое упо­требление связано всегда с инте­ресом к этому слову (как к новому предмету, который ребенок изуча­ет: грызет, стучит, ощупывает) и склонности детей к подражанию. Ребенка привлекает новая звуко­вая оболочка слова, ему интересно его применить в новой обстановке, среди других людей, ему интерес­на реакция людей на это слово. Но этот период очень короткий, и, если в это время со стороны взрослых не последовало никаких действий, ребенок расценивает это, как мол­чаливое разрешение к применению этого слова.

Не обязательно, что это явление закрепится и ребенок станет сквер­нословом. Но при стечении определенных обстоятельств, таких как: пример взрослых, склонность ре­бенка к демонстративности, гипер­возбудимость и расторможенность ребенка, это явление принимает форму патологической привычки.

Уважаемые мамы и папы! Ваш пример - это очень мощный фак­тор, влияющий на развитие лич­ностных качеств ребенка. Неко­торые родители позволяют себе всего лишь изредка, в какой-то на­пряженной ситуации произнести бранное слово в надежде, что ре­бенок, увлеченный игрой, не услы­шит вас, не обратит внимание. Но наблюдения за детьми доказывают обратное - ребенок все видит и слышит, даже, если не проявляет при этом явного внимания. Глаза ребенка - это «фотоаппараты», а уши - «диктофоны», у которых всегда есть против вас «улики». Поэтому первый шаг - забудьте бранные слова сами!

Самое опасное, что брань «за­разна», дети, как при вирусной инфекции «заражают» друг друга этими словами. Даже, если в ва­шей семье табу на брань, ребенок может «принести» плохие слова из детского сада или с прогулки во дворе.

Что делать в такой ситуации? Кто-то считает, что можно «не за­метить», и ребенок сам отучится говорить их. Если это произошло первый раз, то можно. Во второй раз - вы должны сказать ребенку, что это бранные слова, хорошие дети таких слов не говорят, бра­нятся только хулиганы, за что их, кстати, не пускают в приличные места. Если вы не сообщите этого ребенку, откуда он будет знать, что слова плохие. Ребенок пришел в этот мир чистым, и мы должны рас­сказать ему об этом мире, только от нас - взрослых, он узнает его свет­лые и темные стороны. Как прави­ло, бывает достаточно двух-трех объяснений, и инцидент бывает исчерпан.

А если ребенок невзирая ни на что продолжает употреблять пло­хие слова? Чаще всего это бывает про­явлением демонстративности по­ведения, когда ребенок хочет вы­делиться, противопоставить себя окружающим, показаться взрослее и независимее, чем он есть на са­мом деле. Такие дети рано начина­ют подражать плохим примерам. К ним как будто липнет все отрица­тельное. Как правило, они очень неуверенные. Поэтому надо повы­сить их самооценку и уверенность, и в то же время отрицательно реагировать на его «выкрутасы». Еще сложнее с детьми возбудимыми и расторможенными. Войдя в раж, они не могут контролировать свои поступки и слова. Главное - научить таких детей сдерживаться, хотя у них не всегда может получиться сдержаться, потому что не всегда это капризы, может быть, и болезнь. В последнем случае педагогические приемы надо сочетать с лечением у врача.

Не хотите, чтобы ваш ребенок сквернословил? Тогда прислушай­тесь к советам.

1. Проанализируйте окружение ребенка. У детей нет своего стерео­типа поведения, они как зеркало копируют манеры, поведение и речь взрослых. Поэтому мы с вами в от­вете за все, что получаем от детей. Хотите отучить ребенка от грубости и сквернословия - посмотрите на себя.

2. Начинать борьбу с детской грубостью надо на уровне тона - не допускайте грубых интонаций (не важно, с кем).

3. Не вступайте с ребенком в пе­ребранку, будьте последовательны и настойчивы в своих требованиях.

4. Можно лишить ребенка благ, связанных с общением: похода в гости, чтения на ночь, совместной с ним игры.

5. Подчеркивайте положительные и отрицательные стороны в его поведении. Никогда не говорите, что плохой сам ребенок, объясните, что плохими являются слова, которые он произносит. При этом научите ребенка выражать свои же­лания, чувства, эмоции социально, приемлемыми словами. Зачастую словарный запас ребенка не в со­стоянии удовлетворить его внутрен­ние переживания. В таких случаях он не может найти нужного слова, ему легче употребить бранное, но универсальное.

Конечно, воспитание детей -дело сложное и тонкое. Не бывает двух одинаковых детей, двух оди­наковых ситуаций, поэтому нет и универсальных методов, которые бы стопроцентно обеспечивали ре­шение проблемы. Главное - ваши любовь и стремление помочь ре­бенку.

Список используемой литературы:

1. Кувшинова В.Г., педагог-психолог НДОУ «Детский caд №261 ОАО «РЖД» г.Хабаровска «ЛОГОПЕД В ДЕТСКОМ САДУ», 2009



-25-