С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Различия фонематического слуха и фонематического восприятия.

Автор: Наталья Александровна

14.09.2010г.

Фонематический слух (или речевой слух) – это  способность различать в потоке отдельныезвуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Без речевого слухаречевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей, когда онислушают речь окружающих людей или же когда говорят сами. Фонематический слух –это частичка языковой интуиции, которая передается по наследству, как генетический фактор.  Сначала развивается способность различатьгласные звуки, затем согласные. Процесс формирования фонематического слуха при нормальном речевом развитиизавершается к 2,5 – 3 годам. Далее на базе фонематического слуха начинаетразвиваться фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемыродного языка и определять звуковой состав слова. Выделяется 4 стадии развития:

1 – способность узнать звук в слове

2 – способность выделить первый и последний звук в слове

3 – способность определить последовательность и количествозвуков в слове

4 – способность определить место звука в слове по отношениюк другим звукам.

Первая и вторая стадии фонематического восприятияразвиваются естественно, по мере роста малыша, тогда как третья и четвертая –являются результатом систематического обучения. На базе сформированногофонематического слуха и фонематического восприятия дети довольно легко и быстроучатся читать и писать.

Если фонематический слух или фонематическое восприятие неразвилось достаточно качественно или остановилось на одной из ступеней, то уребенка в дошкольном возрасте появляется ФФНР (фонетико-фонематическоенедоразвитие), которое в школе переходит в дислексию и дисграфию.



-25-