Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5-3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: «брос» -брошено, «умность» - качество ума, «долгее» - дольше и многие другие.
К.И. Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка,...что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны...»
Как проявляется словотворчество в речи ребенка?
Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.
1. Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово - «лепь» - то, что слеплено; «прыг» - прыжок.
2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого - «сухота» - сухость; «помогание» - помощь, «прав-дун» - человек, говорящий правду.
3. Синтетические слова: одно слово составляется из двух - «6а-нанас» - банан и ананас; «мапин» -малина дочка, то есть я мамина и папина; «огромадный» - огромный и громадный.
Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет
слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем «мокко». Так образуются слова-осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи
взрослого.
«Новые» слова ребенка | Образец |
Видишь, какой у меня желтяк выскочил? | Синяк |
Я – правдун! | Лгун, болтун |
У меня гусья кожа сделалась. | Лисья, песья |
Какой ты диктун, папа! | Ворчун |
Таким образом, новое «детское» слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые
когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется. Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют собой придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и, наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остаются нерешенными.
Познание мира детства - увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте, познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового. «...Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»).
Список используемой литературы:
1. Рыжова Н.В., к.псих.наук, «ЛОГОПЕД В ДЕТСКОМ САДУ», 2009