С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Что такое детское словотворчество?

Автор: Наталья Александровна

13.09.2010г.

Термином «детское словотвор­чество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5-3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном обще­нии со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не использу­ется в языке окружающих, поэто­му такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подра­жании речи взрослого. Специали­сты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: «брос» -брошено, «умность» - качество ума, «долгее» - дольше и многие другие.

К.И. Чуковский отмечал пораз­ительную чуткость ребенка к язы­ку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей та­кое сильное чутье языка,...что соз­даваемые ими слова отнюдь не ка­жутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны...»

Как проявляется словотвор­чество в речи ребенка?

Исследователи детской речи вы­деляют три основных принципа, лежащих в основе образования но­вых слов.

1. Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово - «лепь» - то, что сле­плено; «прыг» - прыжок.

2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окон­чания другого - «сухота» - сухость; «помогание» - помощь, «прав-дун» - человек, говорящий правду.

3. Синтетические слова: одно слово составляется из двух - «6а-нанас» - банан и ананас; «мапин» -малина дочка, то есть я мамина и папина; «огромадный» - огромный и громадный.

Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет
слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем «мокко». Так образуются слова-осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи
взрослого.

 

«Новые» слова ребенка

Образец

Видишь, какой у меня желтяк выскочил?

Синяк

Я – правдун!

Лгун, болтун

У меня гусья кожа сделалась.

Лисья, песья

Какой ты диктун, папа!

Ворчун

 

Таким образом, новое «детское»  слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые

когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слы­шит разнообразных слов и предло­жений, тем больше возможностей для развития фантазии по приду­мыванию слов у него появляется. Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют собой придуманные малышами слова; по­чему детское словотворчество воз­никает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и, нако­нец, почему дети различных нацио­нальностей создают слова по од­ним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остаются нерешенными.

Познание мира детства - увле­кательное путешествие, возможное в любом возрасте, познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового. «...Взрослые никогда ни­чего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Ма­ленький принц»).

  Список используемой литературы:

1. Рыжова Н.В., к.псих.наук, «ЛОГОПЕД В ДЕТСКОМ САДУ»,  2009



-25-