С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Особенности усвоения слоговой структуры слова нормально развивающимися детьми (от года до двух лет)

Автор: Наталья Александровна

10.02.2011г.


Этап первичного освоения языка (этап усвоения фонетики). В этом периоде появляются первые слова активной речи. В начале таких слов очень немного. Первые слова, произносимые ребенком, носят характер нерасчлененных звуковых комплексов, часто сливаются с выразительными движениями ребёнка, в них широко используются: интонация, повышение и понижение голоса, звукоподражание. Характерным для этого периода является возникновение способности повторить ударный слог в услышанном слове. В этих пределах ребенок обнаруживает способность произносить ряд звуков. Далее появляются односложные слова с закрытым слогом: бам - чемодан, бом-дом, двухсложные конструкции, которые позволяют ребёнку перейти к употреблению общеупотребительных слов.

Вначале это слова с двумя повторяющимися слогами: мама, папа, ду-ду, би-би.

В возрасте 1 г. 3 м. появляются уже и такие слова, как апа (лапа), аба (ряба), адя (радио), бата (пожалуйста),   пама   (рама),   сяду  (сяду), буду (буду), состоящие из разных откры¬тых слогов.
В возрасте 1 г. 6 м. появляются двухсложные слова с закрытым слогом, например губка. В это же время трехсложные слова сокращаются до двухсложных: копка (коробка), дейть (делает), гая (другая), тяну (достану). Двухсложные слова со стечением согласных возникают несколько позднее.

В 2 г. появляются слова хвостик, спинка, гваски (глазки).
В этот период проявляется довольно определенная зависимость между произношением отдельных звуков и уровнем слоговой структуры слова. О данной зависимости свидетельствует тот факт, что дети обнаруживают способность пользоваться многими звуками (или их субститутами), но только в пределах двухсложных или односложных слов. Те же звуки в трехсложных или многосложных 152.jpgсловах произносятся невнятно.
Е.Н. Винарская приводит факты из своих наблюдений, свидетельствующие о возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристики речи. В его примерах для детей так называемого звукового направления характерно безошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова; дети же так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая его звуковой состав и используя при этом очень незначительное число звуков. Эти сведения интересны тем, что они говорят об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельными звуками.
А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова, останавливается на особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила ударных слогов с безударными слогами в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других».
Аналогичные соображения по вопросу об усвоении слогового состава слова есть у Б. Китермана. Решающее значение в этом процессе Б. Китерман придает сравнительной силе произношения слогов, так называемому динамическому ударению и ряду других фонетических моментов, соотносимых им с ударностью слога: длительности гласного, его ясности — близости к фонетическому типу, высоте гласного — тоновому ударению. Таким образом, отправной посылкой изложенного толкования усвоения слоговой структуры слова являются некоторые закономерности звуковой действительности русского языка и их влияние на процесс овладения речью. Тем не менее, установление последовательности, в которой ребенок овладевает слогами слова при невозможности воспроизвести его слоговую структуру целиком, не снимает вопроса о том, чем обусловлен сам факт этого затруднения. Процесс овладения слоговым составом слова может быть понят только в его связи с общим и речевым развитием ребенка, в частности состоянием его слухового восприятия, уровнем его артикуляционных возможностей, развитием мотивационной стороны деятельности и т. д.
Некоторые замечания о связи процесса усвоения слогового состава слов с общим развитием ребенка содержатся у Н.Х. Швачкина. Так, общей ритмико-интонационной настроенностью речевого выражения и восприятия, присущей ребенку 1—2-летнего возраста, он объясняет возможность усвоения этим ребенком слоговой структуры слова при полной искаженности его звукового состава, а также случаи опускания слогов, так называемой слоговой элизии; другие причины слоговой элизии он видит в артикуляционной недостаточности ребенка ран¬него возраста.
Т.Г. Егорову принадлежат замечания о связи усвоения слоговой структуры слова и фонетической стороны речи в целом. Анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, этот автор наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую его структуру: ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами двухбуквенного или однобуквенного строения и труднее анализировать слова с одним закрытым трехбуквенным слогом и еще труднее со стечением согласных.
В характеристике речевого развития двухлетнего ребёнка следует выделить две черты, составляющие главную его особенность: использование трехсложных структур, появление более константного произношения звуков.
Если вначале для ребёнка было типичным употребление двухсложных слов и лишь контуров трехсложных, то в дальнейшем трехсложные слова произносятся уже достаточно внятно. Четырехсложные слова на этом этапе еще недоступны. При необходимости употребить четырехсложное слово происходит, с одной стороны, сокращение его до трёхсложной структуры и, с другой, утрата четкости звукового состава. Там же, где сохраняется четырехсложная и многосложная структура, стирается звуковой состав слова.
Усвоение трёхсложных структур проходит через ряд ступеней. В начале ребёнок начинает пользоваться открытыми прямыми слогами; и лишь позже появляются трёхсложные, со стечением согласных, с закрытыми слогами (кастюля).
Усвоение трёхсложной структуры сопровождается усиленной «аналитической» работой над звуком.
Ребёнок в возрасте двух лет вместо «мак» говорит гам, а вместо «тыква» - тывка, вместо «моется» - моеста, вместо «боты» -допы и т. д. Приведённые ошибки указывают на то, что данные звуки уже выделяются ребёнком из общего глобального звучания слова, но произносятся в неправильной последовательности.



-25-