С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Сенсомоторный (чувственно-двигательный) - от рождения до 2 лет (Ж. Пиаже, 1969)

Автор: Наталья Александровна

19.02.2011г.

 

I. Сенсомоторный период, когда главную роль в умственном развитии ребенка играют его ощущения и восприятия, Ж. Пиаже разделил на 6 стадий:

1   стадия «Упражнение рефлексов». От рождения до 1 месяца новорожденный хватает любой предмет, помещенный в его ладонь, сосет все, оказавшееся около рта, реагирует на резкие звуки, яркий свет и резкие движения. На этой стадии все обучение осуществляется посредством рефлекторных действий и пяти чувств. Новорожденный «упражняет» все имеющиеся у него навыки (безусловные рефлексы), многократно повторяя их, он не различаетпредметы и поступает с ними одинаково.
2    стадия «Первичные круговые реакции». В возрасте от 1 до 4 месяцев ребенок приспосабливается к окружающему миру. Это приспособление (аккомодация) выражается в следующих изменениях в поведении ребенка:
-    начинает сосать палец, вначале случайно, затем целенаправленно попадая им в рот, что говорит о начале формирования системы «рука-рот», т.е. способности координировать действия руки и рта;
-    у ребенка появляются разные схемы, позволяющие ему различать объекты, он начинаетпонимать, что одни предметы при сосании дают молоко, а другие - нет. Теперь, когда малыш голоден, он отвергает как объект сосания все, не дающее молока;
-    ребенок поворачивает голову в направлении издаваемых матерью звуков, следит за ее перемещениями по комнате, пытается обнаружить невидимый им источник звука. Это говорит о том, что происходит формирование системы слух-зрение-движение, умение сосредоточиваться на предметах и людях. На этой стадии пропавший из полязрения объект для ребенка перестает существовать.
3    стадия «Вторичные круговые реакции». В возрасте от 4 до 8 месяцев малыш выполняет целенаправленные действия, поведение становится более контролируемым и координируемым. Возникает понимание связи между действием и результатом, выстраиваются простейшие причинно-следственныесвязи. Складываются некоторые представления о постоянстве предметов и людей, ребенок начинает понимать, что они существуют и тогда, когда их нельзя увидеть. На этом этапе дети могут предвидеть место появления объекта, если его перемещение скрыто.
4    стадия «Координация вторичных схем». В возрасте от 8 до 12 месяцев происходит дальнейшее совершенствование целенаправленных и произвольных действий. Ребенок координирует две старые схемы, стремится добиться желаемого результата. Теперь это уже схемы целей, а также средств и способов их достижения. Такие действия являются исследовательскими. На этой стадии ребенок иногда может предвосхищать события, искать предмет именно на том месте, где находил его в последний раз.
5    стадия «Третичные круговые реакции». В возрасте от 12 до 18 месяцев ребенок становится любознательным исследователем: он ищет новые способы взаимодействия с неизвестными предметами, перестраивает способы достижения результата присмене ситуации, использует метод проб и ошибок. Начинает искать предметне только там, где видел его раньше, но и в других местах, так как понимает, что невидимый предмет может находиться в любом другом месте. Это начало мыслительной деятельности.
6    стадия В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет мышление детей полностью зависит от той информации, которую они получают благодаря органам чувств и двигательной активности. Шестая стадия развития ребенка характеризуетсяпоявлением у него символического мышления - способности по запечатленным в памяти малыша сим¬волам предметов воспроизводить их в тот или иной момент. У ребенка начинает появ¬ляться игра с предметом-заменителем, с воображаемым объектом. На этой стадии происходит совершенствование действий не только с реальными предметами, но и с их образами. Такие мыслительные операции в ряде случаев позволяютрешать практические задачи, не всегда прибегая к методу проб и ошибок.К концу данной стадии начинает осуществляться постепенный переход от конкретно-чувственного (наглядно-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, он длится весь дооператорный период, и в случае затруднений дети снова прибегают к помощи двигательных актов, так как для них двигательные усилия - необходимый элемент поиска, без которого им пока никак не обойтись. С возникновением более высокой формы мышленияпростые формы не исчезают, но отходят на задний план, являясь фундаментом высокоорганизованной мыслительной деятельности.

 



-25-