С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Амнестические сведения невротической формы заикания

Автор: Наталья Александровна

09.03.2011г.

 Амнестические сведения:

- Связь возникновения с психотравмой

Возникновению заикания невротической формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга либо хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 2— 6 лет. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после пережитой психической травмы.
Помимо острой и хронической психической травматизации невротическая форма заикания у некоторых детей развивается в результате активного введения в общение второго языка в возрасте 1,5 — 2,5 лет жизни. Это бывает у детей, которые в силу возрастных особенностей не овладели в достаточной степени родным языком. В этот период развития речевой функции овладение вторым языком связано с большим психическим напряжением, которое для ряда детей является патогенным фактором.

- Особенности течения

Динамика речевого нарушения при невротической форме заикания характеризуется рецидивирующим течением, временами речь становится совершенно плавной, судорожные запинки полностью отсутствуют, но при малейшем эмоциональном напряжении, соматическом заболевании или утомлении заикание появляется вновь.
Невротическая форма заикания может иметь как благоприятное, так и неблагоприятное (прогредиентное и рецидивирующее) течение. При благоприятном течении выраженность заикания не бывает тяжелой. Изменение окружающей обстановки в лучшую сторону, общее оздоровление организма ребенка, адекватные лечебно-педагогические мероприятия способствуют достаточно быстрой обратной динамике речевого нарушения.
Нередко заикание постепенно приобретает хроническое течение, когда в дальнейшем полных и длительных ремиссий уже не наблюдается, и речевое нарушение становится все более тяжелым.
Случаи неблагоприятного течения заикания часто связаны с наследственной отягощенностью заиканием и патологическими чертами характера. В семьях детей, у которых отмечено неблагоприятное течение заикания, нередко используют неправильные формы воспитания, приводящие к хронификации речевой патологии.  

- Развитие речи до начала заикания

Речевой онтогенез имеет определенные особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16—18 месяцам жизни. В короткий промежуток времени (за 2 — 3 месяца) дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.
Темп речи часто ускорен, дети как бы «захлебываются» речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается «смазанность» произнесения звуков в речевом потоке. Состояние звукопроизносительной стороны речи норму не опережает.
У таких детей часто наблюдается большое количество итераций, что нередко привлекает внимание окружающих. Если в норме наибольшее количество итераций совпадает с интенсивным периодом формирования развернутой фразовой речи и ограничено во времени 2 — 3 месяцами, то у детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Таким образом, артикуляторные механизмы устной речи остаются у них функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то время как лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму.



-25-