С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Классификации дисграфии

Автор: Наталья Александровна

09.03.2011г.

1)    клинический подход в основе классификации, О. А. Токарева (выделившая 4 формы) опирается на патогенез дисграфии:
 -акустаческая    д.     вследствие    недифференцированности    слухового    восприятия,
недостаточного развития звукового анализа и синтеза: смешения и пропуски, замены букв,
обозначающих   звуки,   сходные   по   артикуляции   и   звучанию,   а   также   отражение
неправильного звукопроизношения на письме: КАЛКА СИТИТ НА САПОРЕ (вместо галка
сидит на заборе)


-    оптическая  д. обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений.
Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные
моменты   буквы   воспринимаются   по-разному.   Вследствие   неточности   зрительного
восприятия они смешиваются на письме. Недописывание элементов, приписывание лишних
элементов, смешение букв по оптическому сходству.

-    моторная эфферентная д.  : поражаются передние нижне-лобные отделы коры, к-е отвечают
за прогрммирование, реализацию и контроль в том числе и письменной речи, а значит у
ребенка на письме эллизии, контаминации и др. латинские красочные синонимы пропусков,
перестановок букв, предвосхищений и т.д.
-    моторная афферентная д. : поражаются нижне-теменные отделы коры, к-е отвечают за
кинестетику, а значит у ребенка на письме смешения по месту образования :т-д-н-р

2)    М. Е. Хватцева классификация интересна тем, что в ней фигурируют дисграфии как у взрослых (3 формы), так и у детей (2: - фонематическая и аграмматическая)

3) классификация дисграфии, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ПНИ им. Л. И. Герцена), к-я считается симптоматической:
-Артикуляторно-акустическая дисграфия: ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание: замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устнной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, итлалии полиморфного характера.
-    Дисграфия  на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации    фонем).
По традиционной терминологии -   это акустическая диграфия. Проявляется    в   заменах
букв,     соответствующих    фонетически близкие звукам. При этом в устной речи звуки
произносятся правильно.
-    Дисграфня на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит
нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова,
слогового и фонематического анализа и синтеза, что проявляется на письме в искажениях
структуры слова и предложения.:  пропуски согласных мри их стечении  (диктант —
«дикат»,  школа — «кола»); пропуски гласных  (собака — «сбака», дома — «дма»);
перестановки букв  (тропа — «прота»,  окно— «коно»); добавление букв  {таскали
стасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната — «кота», стакан —
«ката»).
-Аграмматическая д.  связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалней и у умственно отсталых.
-Оптическая
д.  связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется и заменах и искажениях букв на письме. Чаше всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш), включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т); зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные. При литеральной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органическоих поражениях мозга.

4) Нейропсихологическая классификация Ахутиной:
1.    Д, обусловленная гностическими левополушарными трудностями
2.    Д, обусловленная гностическими правополушарными трудностями
3.    Д, обусловленная регуляторными нарушениями.

5)     Авторская классификация Корнева, она же мультиаксальная, т.е. в ее основе
всесторонний подход:

А. Специфические нарушения письма
I.Дисграфии (в т. ч. аграфии)
1. Дисфонологические дисграфии:
а) Паралалические дисграфии («Косноязычие в письме»).
б)Фонематические дисграфии (в основе нарушение фонологии)
2.Метаязыковые дисграфии:
Дисграфии вследствие нарушений языкового анализа и синтеза.
З.Диспраксические (моторные) дисграфии.
II. Дисорфография:
1.    Морфологическая.
2.    Синтаксическая.
Б. Неспецифические нарушения письма: вследствие задержки психического развития, умственной отсталости, педагогической запущенности (дидактогенные нарушения письма), «ложная дисграфия» (по И. Н. Садовниковой).


6)    Классификация Борель-Мезони по степени тяжести



-25-