С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Классификация гласных звуков с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования и выводов для логопеда

Автор: Наталья Александровна

29.07.2012г.

Каждый звук надо рассматривать с трех позиций: какая часть языка работает,  на какую высоту поднимается в полости рта и какое положение при этом занимают губы. Поскольку все познается в сравнении, то чтобы определить указанные три позиции для разных  звуков мы будем подряд слитно, длительно произносить по три звука:
Логопед должен научиться ощущать положение органов своего артикуляционного аппарата: ощутить, какая часть языка работает, как высоко она поднимается и какое положение занимают при этом губы (можно дома потренироваться, чтобы увидеть и ощутить все указанное выше, надо помнить, что гласная – громкая, длительная, четкая. Только тогда можно научиться ощущать).

    
Для определения, какая часть языка работает    
А:      иао, оаи, эау, уаэ    
Э:    эао, оаэ, ыэу, уыэ    
И:    иыу, уыи, иао, оаи    
Ы:    иыу, уыи, эыо, оыэ    
О:    эао, оаэ, оыи, иыо    
У:    иыу, уыи    
Для определения подъема языка    

А:     иэа, аэи, аоу, уоа    
Э    иэа, аэу, оэу, уэо    
И    иэа, аэи, иоа, аои    
Ы    ыэа, аэы, ыоа, аоы    
О    уоа, аоу, ыоа, аоы    
У    уоа, аоу, уэа    
Для определения положения губ
А: а (длительно)
Э: э (длительно)
И: и (длительно)
Ы: ы (длительно)
О: о (длительно)
У: у (длительно)

1 вывод: при образовании гласных ротовой полости для выходящей струи не создается преграда, но форма ротовой полости меняется в зависимости от работы подвижных органов артикуляционного аппарата.
Если на занятии с детьми логопед слышит нечеткое, усредненное (и; э могут произноситься одинаково, также о;у, и;ы), то логопед должен добиться правильного, четкого, полнозвучного звучания гласного звука, давая детям соответствующие звукоподражание:
Аня громко плачет – а
Оля охает – о
Пароход идет и гудит – и
Медведь ревет – ы
Мышка пищит – и
Мама (Эмма) укоризненно качает головой – э
Затем вырабатываем четкий переход от одного гласного к другому. Сначала дальних по ряду образования и подъему языка (и;у, и;о, э;у, э;о, и;а, у;а, а;и, а;у) затем дается те 2 звука, которые могут произноситься усреднено и надо добиться их правильного звучания (и;э, о;у, и;ы) во всех случаях гласную нужно произносить достаточно громко, четко, длительно и слитно (иэ)
2 вывод:  при произнесении согласного звука на индивидуальном занятии с дошкольником логопед в большинстве случаев (свистящие, шипящие, заднеязычные и др.) не может увидеть, как ребенок артикулирует этот звук, т.к. мешают сближенные зубы, а в некоторых случаях и округленные губы, но логопед должен знать, т.е. увидеть, как же правильно произносится ребенком звук, какая часть языка работает неправильно, что она делает. Это необходимо для того, чтобы знать, какие нужно дать упражнения для той или другой части языка. Тогда логопед на частном занятии с ребенком использует гласную А, при произнесении которой, губы находятся в нейтральном положении и не мешают видеть, а рот хорошо открыт, что позволяет видеть, в каком положении находится язык. На занятии логопед просит ребенка произнести нужный слог между 2 длительно произносимыми гласными А. Все 3 звука надо произносить слитно и длительно аса, ажа, аза, аша, ача. Произносить надо не только слитно, но и в замедленном темпе.
Только тогда можно увидеть как работают органы артикуляционного аппарата. На занятии ребенок выполняет по подражанию логопеда "смотри и говори как я"
3 вывод:  при автоматизации поставленного звука в слогах на занятии с ребенком логопед дает сочетание этого звука с разными гласными: сначала в прямом открытом слоге и здесь большую роль играет последовательность гласной за автоматизированным звуком. Сначала берется прямой открытый слог с гласной А, т.к. при А губы в нейтральном положении, язык находится в нижнем положении и почти не поднимается, следовательно автоматизация звука "с" почти не меняется.
Затем Ы, т.к. губы в нейтральном положении, рот широко открыт – хорошо видна артикуляция, положение кончика языка в низу и чуть-чуть отодвигается назад.
О, т.к. губы округляются и кончик языка отодвигается назад, что больше влияет на предшествующий звук.
У, где еще больше губы выдвигаются вперед, а кончик языка оттягивается назад. Слоги мы произносим слитно, длительно произнося согласный  и последующий гласный.
При автоматизации мягкого согласного мы сначала соединяем с гласным И, т.к. при этом звуке губы растягиваются в улыбке, передняя часть спинки языка высоко поднимается вверх, что смягчает звук и после этого идет автоматизация со звуком Э, который для русского языка в словах не характерен, за исключением заимствованных (сэр).
В русском языке после согласных обычно употребляется сочетание jсе: серый, Сеня, сеть и т.д.
А артикуляция звука j является для предшествующего звука смягчающей, т.к. поднимается и напрягается средняя часть спинки языка.
4 Вывод: проанализировав таблицу "классификация гласных звуков" мы можем увидеть, что наблюдается взаимосвязь в движениях губ и языка: в процессе растягивания губ в улыбку начинает активно работать, т.е продвигается перед активная часть спинки языка При выдвижении губ вперед активно работает задняя часть спинки языка, т.е. язык отодвигается назад – это и использует логопед на занятии с ребенком в совей работе при постановке звука С, если слышится недостаточно хороший звук, логопед просит ребенка улыбнуться или слегка нажав на углы рта растягивает губы в улыбку и тогда получается более правильный звук, улучшается свист, но это в том случае, если имеется щель. Если щели нет и воздушная струя не бывает узкой, холодной, то сначала мы вырабатываем эту струю, а потом уточняем произнесение звука С, указанным выше способом.


-25-