Мягкие согласные звуки
Автор: Наталья Александровна
02.08.2012г.Все звуки русского языка (согласные) парные по твердости-мягкости, за исключением ш ж ц – всегда твердые; j щ ч – всегда мягкие. Смягчение является дифференциальным признаком в русском языке: мал-мел, мол-мел, кон-конь и т.д. поэтому бывает, что дети занимаясь с логопедом на индивидуальном занятии, особенно при нарушении фонематического слуха, не различают твердые и мягкие. Например: Соня и Сеня весело бегут к реке. В одних случаях твердые заменяются мягкими (что бывает наиболее часто): Сеня и Сеня веселее бегуть к реке. Бывает наоборот: Сона Сэна вэсэло бэгут к рэкэ. Также часто бывает смешение твердых и мягких звуков. В одном случае употребляется правильно, в другом заменяется на парный звук. Эти нарушения обычно отражаются на письме и поэтому преодолеть их надо еще до школы. Коррекция этих нарушений бывает сложна, т.к. у ребенка нет возможности использовать зрительный анализатор, нет возможности увидеть подъем средней части спинки языка, чувствительный анализатор – нельзя ощутить, а фонематический слух нарушен, он не слышит разницы. Значит опереться ребенку не на что, чтобы различать эти звуки. Что же делать? Необходимо обратиться к хорошему логопеду-профессионалу, чтобы он начал работу с трех пар звуков, которые при твердом и мягком варианте меняют свою артикуляцию. А это можно и увидеть (при Т – кончик языка вверх, Т' – кончик языка вниз), и ощутить (это более ощутимо вверх-низ). Начинаем дифференциацию звуков постепенно, и опираясь на зрительные и двигательные анализаторы, ребенок начинает различать, мягко или твердо звучит звук. А уже после 3 пар, опираясь на фонематический слух, мы можем дифференцировать другие пары звуков