С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Нормативные показатели основных линий развития детей раннего возраста, их взаимосвязь

Автор: Наталья Александровна

10.08.2015г.

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ-период жизни ребенка от рождения до 1 г., подразделяется на 3 этапа:
• новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми.
• первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым. Комплекс оживления — эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого (к 3 мес). Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Первый акт хватания является нач. развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап — во 2-е полугодие.;
• второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на след. возрастном этапе — в раннем возрасте). Завершение младенчества связано с "кризисом первого года", свидетельствующим о формировании личности ребенка.
Этапы первого года жизни
На 1 году жизни развитие ребенка условно делят на 5 этапов:
•    Период новорожденности 0 – 1 мес.
•    Период 1 – 3 мес.
•    Период 3 – 6 мес.
•    Период 6 – 9 мес.
•    Период 9 – 12 мес.
На первом году жизни ребенок развивается по трем основным линиям развития: двигательное развитие, ориентировочно - познавательная деятельность, доречевое развитие ребенка. Если в какой-то сфере произошла задержка, то в дальнейшем это повлияет на развитие речи.
Период от 1 до 3 месяца жизни ребенка
1. Двигательное развитие.
    Постепенно уменьшается тонус сгибателей  рук и ног. Нарастает объём движений в конечностях и особенно активизируются руки. Ребенок может подносить ко рту и кратковременно удерживать вложенную игрушку. К концу  периода ребенок активно поворачивает голову в стороны. Лёжа на спине, пытается поднять голову. При подтягивании за руки лежа – сгибает голову и тянется телом к рукам.  Лежа на животе, голова периодически поднимается.  К 3 месяцам малыш удерживает голову  в вертикальном положении на руках взрослого и поворачивает  в стороны. К 3 месяцам ребенок лёжа на животе, поднимает голову, опираясь на предплечья, руки полусогнуты в локтях.
2. Ориентировочно-познавательная деятельность.
Комплекс оживления - сочетание улыбки, начальных звуков гуления с общим мимическим оживлением и двигательной активностью.
    Малыш активнее знакомится с окружающим миром – дольше задерживает взор на ярких предметах, прослеживание предмета во всех направлениях. В 2-3 мес. младенец начинает распознавать некоторые предметы его окружения, и, прежде всего бутылочки с молоком, соски. С этого времени зрительное восприятие становится одной из самых активных психических функций: когда малыш не спит, он постоянно что-то рассматривает. Начиная со 2-го месяца жизни у ребенка быстро развивается слуховое восприятие. 7-8 недельный малыш вполне способен определить, где расположен источник звука. Ребенок различает интонацию.
3. Особенности доречевого развития ребенка.
Уже ко 2-му месяцу жизни крик ребенка начинает приобретать все новые и новые оттенки, а к 3 месяцам мать уже может определить почему малыш кричит: голоден ли он, мокрый, или у него что-то болит. Во всех случаях крик имеет особенности.  У здорового младенца  интонационная окраска крика отчетливо выражена начиная с 3 мес. У детей, перенёсших родовую травму, асфиксию в родах и другие патологические состояния, интонационные особенности  крика могут отсутствовать. Голос у этих  детей тихий, монотонный. Нарушения в развитии интонационной окрашенности крика часто сочетаются с трудностями кормления. В 2-3 мес. появляются первые слёзы. Кроме того, если в период новорожденности ребенок кричал от голода или холода, дискомфорта, то с 2 месяцев он начинает возмущенно кричать, если мама прекращает с ним общение или меняет положение его тела. Появляется начало гуления.  Звуки гуления возникают на выдохе. Малыш все чаще начинает использовать гуление для средства общения с окружающими. В этот период появляется смех.
Период от 3 месяцев до 6 месяцев

1. Двигательное развитие.
Самым важным показателем этого периода является движение рук и независимость движений головы и ног (позотонические рефлексы угасли).
Захват предмета – первое целенаправленное движение у грудного ребенка. Акт хватания связан с формированием зрительно-моторной координации. В начале  периода – захват предмета перед грудью. К концу периода – захват предмета под лицом или сбоку. Ребенок выбирает игрушку удобную для захвата. С 4-5 месяцев малыш активно поднимает голову, лёжа на спине. В 4 месяца ребенок пытается повернуться на бок (сначала голова, потом все тело). В первом полугодии жизни ребенок уже может контролировать положение головы. Благодаря этому у него увеличивается поле зрения, становится более совершенным зрительное восприятие. Постепенно изменяются и позы ребенка. Он сам по своей воле принимает различные положения. Положение на спине: более свободно, конечности в полусогнутом положении, кисти рук почти постоянно открыты. Чаще всего – поза «лягушка». 
2. Ориентировочно-познавательное развитие.
Происходит дальнейшее развитие слуховых и зрительных ориентировочных реакций.  К 4 месяцам – локализация звука в пространстве, а уже к 6 месяцам ребенок узнает звучание своего имени. К 5 месяцам – совершенствуется общение со взрослым и дифференцируется комплекс оживления. Возникает новая ориентировочная реакция: прежде чем вступить в контакт, ребенок внимательно рассматривает человека.
Ребенок различает «своих» и «чужих». Новая эмоциональная реакция – радость и улыбка при узнавании мамы и крик после её ухода.
Важным достижением этого периода является развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Ребенок берет игрушку и начинает осуществлять простейшие манипуляции с ней.
3. Особенности доречевого развития.
Появление истинного гуления (продолжительное гуление, интонационная вариабельность). Звуки гуления возникают на выдохе.
Гуление – своеобразная тренировка речевого дыхания. Звуки гуления приближаются к стандартным фонемам. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуки, как бы подражая самому себе.
Самоподражание – новообразование этого периода.  Ребенок может гулить, оставаясь один в комнате, но с появлением других людей гуление усиливается. Малыш использует гуление как средство общения
К 5-6 месяцам ребенок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков. В это же время появляется первый слог «ба» или «ма». В конце периода ребенок переходит к лепету. 
Лепет – повторное произнесение слогов под контролем слуха. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
Период от 6 месяцев до 9 месяцев
1. Двигательное развитие.
Этот период характеризуется разнообразной двигательной активностью. В этом возрасте ребенок переворачивается с живота на спину. Если раньше поворот одной части тела ребенка, например, плечиков, вызывал его рефлекторное перекатывание на спину, то теперь малыш  может, скажем, повернуть верхнюю часть туловища без того, чтобы повернуться всем телом.
В положении на животе поднимает голову, опирается на вытянутые руки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую.
Развитие манипулятивной деятельности.
К 7-8  месяцам – сидит без поддержки.
Нередко малыш учиться сидеть и ползать одновременно. Чаще же всего сначала ребенок начинает сидеть, а потом ползать. В начале этого периода появляется ползание назад, а к 8 месяцам – вперед, что является нормой развития ребенка.
После 7 месяцев  формируется реакция равновесия, если же нарушена координация движений, то такое нарушение называется атаксия.
2. Ориентировочно-познавательное развитие.   
Предметно-манипулятивная деятельность становится ведущей в психическом развитии ребенка. В процессе предметно-манипулятивной деятельности ребенок не только познает мир окружающих его предметов, но и учится действовать самостоятельно – без помощи взрослого. Это расширяет его возможности, позволяет накапливать свой жизненный опыт. Все действия сопровождаются выразительной мимикой. Важное новообразование этого периода – появление начального понимания обращенной речи. Стимулом для развития понимания речи служат положительные эмоции. С первых месяцев ласковые слова взрослого ассоциируются у ребенка с удовольствием и удовлетворением его потребностей. Поэтому ему приятно прислушиваться к голосу взрослого. Если малыш не привык к вниманию, у него может задерживаться понимание обращенной речи. Заметное отставание в понимании обращенной речи наблюдается у детей с нарушениями умственного развития и при дефектах слуха.
3. Особенности доречевого развития.
    Начало лепета. У ребенка вызывается эхолаличное повторение слогов за взрослым, копирование интонационно-мелодической структуры знакомой фразы, ребенок также может имитировать щелканье языком.
В 7-9 мес. ребенок делает попытки подражать и таким сочетаниям звуков, которых до этого он не употреблял.
В этот период ребенок начинает уже самостоятельно выражать свои требования и желания, сначала при помощи жестов и мимики, а затем и звуковых сочетаний, которые становятся более дифференцированными и разнообразными.
Если в 1 полугодии инициатива общения находится в руках взрослого, то во 2 полугодии чаще принадлежит ребенку.
Период от 9 месяцев до 12 месяцев
1.    Двигательная сфера.
В этот период происходит дальнейшее усложнение движений, направленных на поддержание туловища в вертикальном положении.
Основная форма передвижения – ползание.
Совершенствуется самостоятельное сидение. Ребенок может сесть из любого положения. Вставание развивается в том случае, если в положении сидя ребенок удерживает равновесие.
    Ребенок начинает ходить.  В положении стоя появляются новые движения: наклоны, приседания, подъём одной ноги. 
Появляются новые движения рук:
- произвольное отпускание (сначала всей рукой, затем пальцами
- дифференциация движений пальцев (появляется указательный жест).
К концу периода может взять предмет 2 пальцами. Начинает мять, рвать бумагу, журналы и т.д. 
2. Ориентировочно-познавательная деятельность.
Особенностью периода является интенсивное развитие понимания обращенной речи. Ребенок понимает указательные жесты, а также выполняет некоторые коммуникативные действия: машет ручкой при прощании и т.д. В этом возрасте активно развивается  система дословесных форм общения, в которую входят звуки, мимика, произвольные движения тела, жесты и взгляды. Задержка формирования или полное отсутствие соответствующих паралингвистических структур в конце 1г. жизни свидетельствует о нарушениях коммуникативной функции речи.
Все действия ребенка эмоционально окрашены. Ребенок осуществляет специфические манипуляции с предметами.
    В 9-12 мес. появляются такие тонкие эмоциональные реакции как – робость, стеснение, любопытство.
К 9-10 мес. большинство детей становятся чрезвычайно настойчивыми при достижении какой-либо цели (например, достать игрушку).
3. Особенности доречевого развития ребенка
В начале периода – активный лепет, в конце периода большинство детей произносят 5-10 слов лепетных и звукоподражаний. Лепет обогащается новыми звучаниями, интонациями и становится постоянным ответом на обращение взрослого. Эхолалично повторяет слоги, копирует интонацию, произносит восклицания, междометия. Появляется интонация просьбы.
 Ребенок произносит слоги различных типов.
Особенностью этого периода является произнесение ребенком интонационных выразительных звукосочетаний, восполняющих роль предложения.
    У одной группы детей этот период кратковременный и они переходят к словам. У других детей затягивается или может идти параллельно со словами.
Риск: Отсутствие комплекса оживления после трех мес; Пассивность и недифференциро-ванная реакция на взрослых. После 8 мес. паника на чужих взрослых. Избегание глазного кон¬такта после 6 мес. Избегание те¬лесного контакта, ощущение ребен¬ка как «тряпичной куклы». Отсутствие лепета после 5-8 мес.
   
РАННИЙ ВОЗРАСТ– от 1 до 3 лет.

Особенности речевого развития детей второго года жизни.
Речевое развитие детей второго года жизни характеризуется периодом предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, где они используются. Этот период делится на 2 этапа:
а) время однословного предложения (1,3-1,8г);
б) время предложений из нескольких слов(1,8-1,10).   
Период усвоения грамматической структуры предложения - это время формирования первых форм слов (1,10 до 2,1г), когда в предложениях рядом с морфологически расчлененными словами еще встречаются неизменяемые слова-корни. 
    К 2годам усваиваются все падежи без предлогов, времена. А раньше всех категорий усваивается число существительных, к 1,10г
Особенности речевого развития детей третьего года жизни.


1.    Словарь.
Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов.
    На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только близкие, но и все окружающие  начинают понимать его речь. Но все же дети иногда пропускают слоги, добавляют лишние звуки в слова.
2.    Грамматический строй.
На третьем году  жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями, так и предложениями из нескольких слов. Но речь детей еще несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных, в числе и падеже; пропускают союзы, предлоги и т.д.
3.    Звукопроизношение.
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к 2 годам  ребенок усваивает губные звуки (п,пь, б,бь, м,мь), губно-зубные (ф,фь, в,вь), переднеязычные (т,ть, д,дь, н,нь, сь, ль), заднеязычные (к,кь, г,гь, х,хь). Свистящие, шипящие и соноры дети обычно пропускают или заменяют.







-25-