С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Определение моторной алалии. Структура дефекта при моторной алалии. Речевая симптоматика.

Автор: Наталья Александровна

12.02.2011г.

Моторная (экспрессивная) – нарушение или отсутствие  экспрессивной речи в следствии органического поражения моторной речевой зоны, проявляется в  нарушении языковых операций, процесса порождения речевого высказывания при относительно сохранных смысловых  и сенсомоторных операций.
Во всех случаях нарушаются все подсистемы языка: синтаксические, лексические, морфологические, фонетические.
Типичными являются:
- аграмматизмы,
- расстройства поиска и выбора фонем,
- нарушение порядка фонем  в слоге, слове, предложениях,
- нарушения слоговой структуры слова.
Критерии моторной алалии:
-задержка темпа норм усвоения языка
-патологическое развитие языка
-нарушение всех подсистем языка
-сохранность физического слуха
Речевая симптоматика: формирование речи у ребенка с моторной алалией обусловлено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, при этом страдают все стороны речи.
Нарушение звукопроизношения: у детей не формируются тонкие артикуляционные движения, нарушается их координация. У детей практически отсутствует активный словарь, в речи много парафазий, персевераций (неустойчивое повторение слога).
Фонематические процессы: у детей с моторной алалией фонематические процессы страдают вторично. Прослеживается прямая связь между звукопроизношением и фонематическим слухом – чем больше ребенок не выговаривает, тем больше страдает фонематический слух. Из-за нечеткости акустических следов дети то понимают, то не понимают сказанного. Степень непонимания может быть разной: от непонимания сложных предложных конструкций до непонимания простых слов. Дети понимают обиходно – бытовую лексику.
Слоговая структура: отсутствует плавность переключения от 1 звука/слога к другому, что вызывает замены, пропуски, чаще слова сокращаются, реже слоги наращиваются или происходит слияние 2 слов в одно. Характерна нестойкость ошибок.
Словарный запас: формируется медленно, искаженно; активный словарь меньше пассивного; закрепление слов вызывает затруднение. В речи доминируют существительные, меньше прилагательные, практически отсутствуют служебные части речи. Наиболее трудными являются:
-пространственные  представления
-размеры (большой/маленький)
-цветовая гамма
- временные параметры
- транспорт
- овощи/фрукты
Грамматика: нарушено согласование частей речи; не правильно используются смысло-различительные приставки; преобладают корневые слова без приставок.
 Варианты аграмматизмов: несогласование в роде, числе, падеже; нарушение количества и динамической последовательности слов в предложениях.
Связная речь: не сформирована; отсутствует фаза программирования; нарушается коммуникативная функция. Ребенок не может изложить последовательность событий, установить причинно-следовательные связи. В целом речь ребенка сбивчива, в процессе они сами запутываются и не знают, о чем рассказывали.
Варианты развития связной речи:
- предельный лаконизм и скупость речи
- многоречье, тавтологии, перефразеровки.


-25-