С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Особенности овладения слоговой структурой слова детьми с алалией.

Автор: Наталья Александровна

10.02.2011г.

 Процесс усвоения слоговой структуры слова неговорящими детьми специально не изучался и в литературе не описан, хотя в работах по алалии обычно указывается на факт возникающих здесь затруднений. Речь ребенка, страдающего алалией, изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. Эти отклонения носят характер той или иной деформации правильного звучания слова, отражающей трудности воспроизведения слоговой структуры. Некоторые образцы речи детей, страдающих алалией:
Вера В. произносит слова по картинкам следующим образом: «блют» (верблюд); «агунетик» (кузнечик), «сп», «вспед», «висипед» (велосипед). Отраженная речь: «путарелка» (табуретка), «сахарница», «сахрнца» (сахарница); «прасоник» (поросенок); «водас» (водолаз); «жарыник», «жарывник» (жаворонок); «аквари», «акравиут», «аквариут», «аквару» (аквариум); «платенца» (полотенце); «кры», «хворые», «кровис» (хворост); «чепенье» (печенье); «дирибжабил», «дирижавил» (дирижабль); «журавил» (журавль); «тарамвай» (трамвай); «таравебус» (троллейбус); «ясритя», «ясирца», «яжица» (ящерица).
Слова могут быть деформированы за счет сокращения числа слогов, когда ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. В зависимости от степени недоразвития речи одни дети сокращают даже двухсложное слово до односложного («ка» — каша; «пи» — писал). Другие затрудняются лишь на уровне, например, четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» — пуговица), и т. д. Наиболее часто наблюдаются сокращения слоговой структуры за счет выпадения целых слогов («вадос» — водолаз; «гуситя» — гусеница; «кушка» —лягушка). Реже слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующей гласной, в то время, как другой элемент слога — согласный — сохраняется («прасоник» — поросенок; «сахрница», «сахрнца» — сахарница; «пугвиса» — пуговица; «платенце» — полотенце).
О трудности воспроизведения многосложной структуры при общем недоразвитии речи говорит и следующий факт: правильное воспроизведение даже доступной для алалика слоговой структуры достигается не сразу, а путем длительных поисков, неоднократного воспроизведения структуры в искаженном и сокращенном виде, поочередного раздельного проговаривания отдельных слогов слова без соединения их в одно целое: «жевевыка», «в», «выжавыка», «ыжавика» (ежевика); «кр», «к...,» «к...,» «кры», «крызаса», «кры...,» «крыказа» (стрекоза); «вару...шки», «варушки» (варежки); «акбрицос», «акбрисо», «априкос», «акприкоз» (абрикос). Контур слова может быть искажен также по причине добавления лишнего слога и увеличения слогового состава. Указанное явление может наблюдаться при многократном, стереотипном повторении алаликом одного и того же слога: «воробли», «вололобли», «воробли», «воробли», «вововобли», «воробли» (воробьи). Часто удлинение слоговой структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки: «талава» (трава); «макацикил», «микачилкил», «микачитил», «мокатикил» (мотоцикл); «обызьяна», «обыизьяна» (обезьяна). Замечены и случаи произвольного добавления к структуре слова гласных звуков, искажающих ее контур: «агунетик» (кузнечик); «коёвая» (корова).
Едва ли не самым характерным для описываемых детей нарушением слоговой структуры слова является перестановка местами слогов внутри слова типа: «морашки» (ромашки); «путарелка» (табуретка); «кры», «хворые», «кровис» (хворост); «чепенье» (печенье); «чергы...га», «чергыга», «тергыга» (кочерга); «вы», «выря...», «выра...» (виноград); «ушивос», «овоси» (овощи).
Искажение при воспроизведении слоговой структуры слова оказывается очень распространенным явлением среди детей, страдающих алалией. Подобные расстройства обнаруживаются у каждого обследованного ребенка на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние различных искажений на процесс овладения речью усугубляется еще и тем, что они отличаются у неговорящего ребенка большой стойкостью. Как показывают исследования у детей, страдающих алалией, неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается в процессе обучения дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков (в изолированном положении). Очень усложняет картину нарушения и поэтому затрудняет целенаправленный процесс логопедического воздействия чрезвычайное непостоянство самих этих искажений. Нередко при каждом новом воспроизведении слова алалик по-разному изменяет, искажает его структуру: «сп», «вспед», «спед», «висипед» (велосипед); «зырвыник», «за-рви»... (жаворонок).
Анализ образцов речи детей-алаликов показывает, что овладение слоговым составом слова не стоит в прямой зависимости от овладения отдельными звуками речи. Даже при наличии правильного произношения отдельных звуков (в изолированном положении) слоговая структура слова, состоящая из этих звуков, воспроизводится ребенком искаженно.
С другой стороны, искажение отдельных звуков также не приводит с неизбежностью к расстройству слоговой структуры. Ребенок может воспроизводить в этом случае слоговой состав сохранно, в виде контура слова, заменяя отсутствующие и дефектные звуки доступными.
При анализе произношения слогового состава слова детьми, страдающими алалией, встречаются  индукционные взаимотормозящие отношения между правильностью воспроизведения отдельных звуков и слоговой структуры. Сюда относятся случаи, когда при неоднократном повторении ребенком слова улучшение произношения отдельных звуков сопровождается ухудшением воспроизведения слоговой структуры — ее сокращением, например, или улучшение произношения слоговой структуры затрудняет правильное воспроизведение звукового состава слова. Например: слово аквариум произносится как «аквари», «акравиит», «авкариут», «аквару»; слово лягушка произносится как «ликуска», «кушка».
Для выяснения соотношения между овладением звуковой и слоговой характеристиками речи с некоторыми детьми были проведены дополнительно специальные эксперименты. Так, чтобы проверить, как влияет усвоение звуков на овладение слоговой структурой, были составлены индивидуально для каждого ребенка комбинации слогов из его сохранных и дефектных звуков (типа ба—бу—бо и ша—шу—шо) и предлагалось ребенку-алалику произнести их вслед за экспериментатором. Оказалось, что воспроизведение заданной слоговой структуры (в отношении числа слогов и ударности) не зависит от дефектности звуков, входящих в нее. Если ребенок воспроизводит слоговую структуру из правильно произносимых звуков, то он, как правило, произносит ее и из дефектных звуков.
Изложенные факты указывают на существование особых закономерностей процесса усвоения слоговой структуры слова и на необходимость для его формирования специального логопедического вмешательства. Только в процессе специального развития умения воспроизвести слово в его полном слоговом составе могут быть устранены характерные и стойкие искажения слоговой структуры, свойственные детям-алаликам. Несомненно, что распространенная система работы над формированием произношения у неговорящих детей, даже если она ограничивается коррекцией отдельных звуков, с необходимостью включает в себя в той или иной мере работу над словом, над его слоговым составом. Работа над каждым звуком обычно включает два этапа: постановку звука, формирование чистого, правильного произношения звука в изолированном положении и закрепление звука, автоматизацию, введение его в речь, формирование произношения звука в различных слогах и словах, где он находится в условиях разного звукового окружения. При автоматизации звука ребенку неизбежно приходится сталкиваться с различными слоговыми структурами. Однако основной целью этих занятий является работа над звуком, а усвоение ребенком произношения слоговой структуры занимает подчиненное место.



-25-