С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Особенности овладения слоговой структурой слова детьми с общим недоразвитием речи.

Автор: Наталья Александровна

10.02.2011г.

 Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонамречи.
По данным Р. Е. Левиной, условно можно выделить три уровня развития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, ана третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.

Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Для детей с глубокой степенью недоразвития речи весьма характернаограниченная способность воспроизводить слоговые элементы слова. В самостоятельной речи детей преобладают односложные и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция сокращать повторяемое слово до одного-двух слогов (кубики - «ку», карандаш - «дас»).
На этом уровне недоразвития речи способность к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова еще не сформировалась вовсе. Лишь у отдельных детей, находящихся на верхней границе данного уровня, можно отметить появление единичных трех- и четырехсложных слов с достаточно постоянным составом звуков. Обычно это слова, часто употребляемые в обиходе. Они составляют своего рода образец, по которому в дальнейшем перестраивается вся речь.

Воспроизведение слоговой структуры слова на II уровне речевого развития оказывается более доступным, чем на предыдущем. Дети часто могут правильно воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав этих слов является еще диффузным. Более или менее правильно передается звуковой состав односложных слов, состоящих из одного закрытого слога (например, мак), без стечения согласных. Повторение простейших двусложных слов, состоящих из прямых слогов, во многих случаях не удается, хотя в отдельности звуки, входящие в состав таких слов, произносятся правильно (пила - «ля»; ваза - «вая» и т. д.).
Еще более ярко выраженные затруднения встречаются при воспроизведении звукового состава двусложных слов, имеющих в своем составе обратный и прямой слоги. Количество слогов в слове сохраняется, однако звуковой состав слов, последовательность звуков и слогов в слове часто воспроизводится неверно (окно - «кано», «ано», «ако», «анек»; очки - «атки», «аки» и т.д.). При повторении двусложных слов с закрытым и прямым слогом часто обнаруживается выпадение звуков (банка - «бака», вилка - «вика» и т. д.).
Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слоге. Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядом стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда - «визьга», «вида», «ада» и т. д.).
В трехсложных словах, наряду с искажением и опусканием звуков, встречаются перестановки слогов и опускание их (голова - «ава», «ува», «коволя»; борода «адя», «быда», «добора» и др.).
В трехсложных словах искажения звуков значительно более резко выражены, чем в двусложных. Четырех-, пятисложные слова и сложные слоговые структуры произносятся детьми настолько искаженно, что слова становятсясовершенно непохожими на образцы.

На III уровне речевого развития дети пользуются полной слоговой структурой слов. По сравнению с предыдущим уровнем речевого развития, здесь нарушения слоговой структуры слова проявляются значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов. Г.А Каше отмечает, что затруднения при произнесении слов различной слоговой структуры выражаются в искажении или замещении от опускании звуков и слогов.
В настоящее время описание такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи, было бы неполным без характеристики дополнительного четвертого уровня речевого развития. К нему относят  не резко выраженные остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных  случаях — пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще —перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент — персеверациии добавления слогов и звуков.


У детей IV уровня отсутствует 2 вида ошибок: контаминации и антиципации.
Можно предположить, что выявленные ошибки являются проявлением нарушенного овладения слоговой структурой слова как неотъемлемого компонента в структуре речевого дефекта при ОНР. Основной особенностью нарушений слоговой и звуковой структуры слов является их устойчивость, что в свою очередь вызывает серьёзные трудности при овладении процессомписьма.



-25-