С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Особенности овладения слоговой структурой слова детьми с различными нарушениями

Автор: Наталья Александровна

10.02.2011г.
 
Проблема усвоения слогового состава слова детьми с нарушенной речевой деятельностью как предмет исследования представлена в работах специалистов различных научных областей (А. И. Сикорский, В. К. Орфинская, Л. А. Чистович, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). В работах исследователей подчеркивается актуальность применения системного подхода в обследовании состояния высших психических функций, в том числе и речи, раннего выявления и коррекции имеющихся трудностей.
Практический опыт логопедов детских садов свидетельствует о том, что труднсти слогового оформления слов у дошкольников с различными нарушениями речи являются стойким проявлением в структуре речевого дефекта. Это позволяет говорить о необходимости специального изучения особенностей становления слоговой структуры слова у детей с различными нарушениями речи и выявления факторов, значимых для ее формирования. По мнению Т.А. Титовой, нарушения в овладении звуковым и слоговым составом слова при нормальном речевом развитии у детей кратковременны, до 3-3,5 лет они, как правило, изживаются, а к 6-7 годам дети умеют произносить слова любой сложности. В случаях речевой патологии процесс овладения слоговой структурой слова растягивается на длительное время, характеризующееся определенной спецификой, качественным своеобразием.
Анализ литературных источников по психологии, психолингвистике, языкознанию позволяет говорить о том, что авторы выделяют следующие виды искажений слоговой структуры слова:
1)    сокращение числа слогов;
2)    упрощение слогов;
3)    уподобление слогов;
4)    добавление  числа  слогов;
5)    перестановка   слогов;
6)    антиципации – замена предшествующих звуков последующими;
7)    контаминации – ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов («белток» образовано соединением слов «белок» и «желток»);
8)    элизии – выпадение звуков, слогов;
9)    персеверации — навязчивое повторение одного и того же слова, звука.


-25-