С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Озвончение, его нарушения и коррекция

Автор: Наталья Александровна

27.12.2011г.
 Корреляция по звонкости-глухости свойственна только шумным согласным. Из 26 шумных согласных только 11 образуют пары:
    В-Ф; 3-С; Ж-Ш             Б-П; Д-Т; Г-К
       В'-Ф'; З'-С'           Б'-П'; Д'-Т'; Г'-К'
         щелевые           смычно-взрывные
и 4 согласных являются внепарными глухими: Ц, Ч, X, X'.
     Между звонкими и глухими существуют физиологические, акустические и сочетаемостные различия:
     1.     физиологические различия связаны с работой голосовых складок. Они различаются по степени напряжённости и по степени интенсивности воздушной струи, которые более энергичны (интенсивны) при глухих согласных.
     2.     акустическое различие состоит в том, что глухие согласные представляют собой чистые шумы, а у звонких согласных шум накладывается на основной тон голоса.
     3.     сочетаемостные различия:
         а) звонкие согласные на конце слова оглушаются.
                    Например: столп, морос, нош, мёт
         б) звонкие согласные перед глухими оглушаются.
                    Например: трупка, пропка, лошка, корофка
         в) глухие согласные перед звонкими озвончаются (кроме звука [в]).
                    Например: прозьба, згорел
     Для гласных существенным оказывается положение по отношению к ударению и качество соседних согласных. Для согласных, кроме этих двух обстоятельств, важно и их положение в речевой цепи - абсолютное начало или абсолютный конец слова или фразы.
     Нарушения озвончения проявляются в трёх вариантах:
     1. звонкие согласные заменяются глухими (достаточно часто)
     2. глухие согласные заменяются звонкими (редко)
     3. смешение имеющихся звонких и глухих
         Часто эти нарушения обусловлены следующими причинами:
         - различной степенью снижение слуха, иногда даже минимальной
         - недостаточное развитие фонематического слуха
         - плохая координация сочетанной работы голосового и артикуляторного аппарата
Соответственно, и методы коррекции, и стоящие перед ней задачи в каждом случае будут несколько меняться, т.е. будет меняться акцент, но во всех случаях работа будет идти в трёх направлениях:
      —>развитие органов артикуляционного аппарата и уточнение произнесения изолированных звуков, как глухих, так и звонких
      —> развитие фонематического слуха
      —> достижение одновременной работы данных артикуляторных движений и голосовых связок
   Наблюдаются три вида нарушения озвончения:
а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными    глухими (Папушка пошла ф паню—Бабушка пошла в баню);
6) недостаточное озвончение (У мена заполела колова и корло - У меня заболела голова и горло; Колупи залетели на твор - Голуби залетели на двор; детушка -дедушка и т. п,);
в) недостаточное оглушение (В волосах савязана бандом ленда- В волосах завязана бантом лента)
         Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
         Специфическим недостатком, объединяющим звонкие фонемы различного способа и места образования, твердые и мягкие, является воспроизведение их в виде соответственных парных глухих («самок», «шук» вместо замок, жук; «пулка», «терево», «куси» вместо булка, дерево, гуси). Этот недостаток является нередко спутником тугоухости. Поскольку при нём одни фонемы заменяются другими, рассматриваемый недостаток произношения относится к числу фонологических. Он часто тяжело отражается на усвоении письма.
                              


-25-