С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Подготовительный этап развития работы над звуком: Отработка "опорных" звуков.

Автор: Наталья Александровна

04.08.2012г.

До этого мы говорили отдельно об отработке движений мелкой моторики, а отработка опорных звуков предусматривает координированную работу и над органами артикуляции и над выдыхаемой струей, и над голосом, и над развитием фонематического слуха.
Под опорными звуками мы имеем ввиду те, которые обычно не нарушены у детей, т.к.  они наиболее простые по способу образования. Но при нормативном звучании могут быть не значительные отклонения в движениях и положении органов артикуляционного аппарата. Для этих звуков эти незначительные отклонения не играют большой роли, но при произнесении других звуков, близких по месту и способу образования, неточность этих движений будет играть роль. Следовательно, необходимо отрабатывать эти звуки. Под отработкой мы понимаем уточнение артикуляции при изолированном произношении звука при произнесении его в слогах, словах и фразах. Мы отмечаем 4 группы опорных звуков
1. Гласные: А, Э, И, Ы, О, У
Артикуляция звуков И и С похожи: широкий кончик языка находится за нижними резцами у корней, передняя часть спинки языка поднимается вверх к альвеолам, боковые края языка прижимаются к альвеолам, а по середине образуется щель при И больше, при С меньше. При И рот приоткрыт, при С зубы сближены, но не сомкнуты.
Если правильно произносится И, и при этом правильное положение артикуляционного аппарата, то если сблизить, но не смокнуть зубы, пустить по середине ветерок, мы получим звук С.
Если язык будет уходить назад от корней зубов, то послышится шипение. Если  при И неравномерно прижимаются один из боковых краев языка (т. Е. 1 сильнее прижат, а 2 опускается), то и будет звучать несколько искаженно И, а вместо С будет хлюпающий звук, следовательно отрабатывая звук И мы ставим звук С.
Кроме того звуки И,Э отрабатывают положение губ в улыбке, что необходимо для произнесения свистящих звуков.
Когда мы произносим звук Ы (не вытягивая вперед подбородок и не поднимая его вверх), то получается низкий гудящий звук и при этом можно ощутить давление на руки, приложенные тыльной стороной к границе подбородка и передней поверхности шеи.
В русском языке имеется лишь 2 звука, при которых поднимается корень языка: Ы,Л.
Для звука Л характерен подъем кончика язык и задней части вместе с корнем, поэтому отработку подъема корня языка мы проводим на звуке Ы, следовательно для Л опорным является Ы.

Движение языка тесно связаны с движениями губ, что бы отодвинуть язык назад, достаточно выдвинуть губы слегка вперед. Эти движения ми отрабатываем при звуке О.
2. Губные П, Б, М
Для четкой артикуляции звуков и выработки четкой речи необходима хорошая работа губ, умение плотно по всей линии смыкать их, улыбаться-округлять. Поэтому отработка губно-губных П, Б, М, дает нам хорошую смычку и четкость работы губ.
3. Губно-зубные Ф, В
Для образования щелевых звуков С-С', Ш-Ж, З-З' необходимо создание щели между серединой передней части спинки языка и альвеолами, но легче создать щель между нижней губой и верхними резцами, т.к. ее можно зрительно проконтролировать, а тыльной стороной руки можно ощутить узкую, достаточно сильную воздушную струю, которая необходима для произнесения свистящих и шипящих звуков, следовательно звук Ф является опорным для С,Ш.
4.Переднеязычные Т-Т', Д-Д', Н-Н'
Движение передней части спинки языка вверх вместе с кончиком языка происходит при произнесении Т, Д, Н. Бывает, что произносят эти звуки при опущенном кончике языка, при заведении дальше за альвеолы кончика языка, при этом звуки на слух воспринимаются, как нормативные, но такое положение языка скажется при произношении шипящих поэтому необходимо отрабатывать нормальную артикуляции звуков Т,Д,Н, что  будет являться опорой для правильного произношения шипящих.
При звуках Т', Д', Н' кончик языка находящихся за нижними зубами, а преграду создает передняя часть спинки языка соприкасаясь с небом. Эта артикуляция характерна  для свистящих, только вместо смычки образовывается щель, следовательно опираясь на Т', Д', Н', мы готовим С-С', З-З'.
Подготовительный этап можно считать законченным тогда, когда ребенок на занятии с логопедом будет слышать различия правильно произносимого звука от неправильного и будут выработаны все положения и движения органов артикуляционного аппарата.


-25-