С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Подготовительный этап развития работы над звуком: Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Автор: Наталья Александровна

04.08.2012г.

Логопед на индивидуальном занятии с ребенком при работе над звуками обычно начинает одновременно с развитием фонематического слуха и развитие органов артикуляционного аппарата. Подбираются упражнения в зависимости от того, какой звук нарушен. Для этого логопед должен хорошо знать артикуляцию плохого звука, который он собирается ставить. Но всегда мы начинаем артикуляционную гимнастику с 4 основных упражнения, которые являются исходными:
1- отработка улыбки (губы обнажают передние резцы, улыбка естественная без напряжения, обычно упражнения выполняются под счет: "улыбнуться, показать зубы", удерживать под  счет 1-5 (счет нарастает постепенно), так чередовать: улыбнуться – сомкнуть губы)
3 – научиться открывать рот. Выполнение: "улыбнуться, показать зубы. Открыть рот" (между резцами проходят поставленные боком указательный и средний пальцы), удерживать подсчет 1-5, губы при этом в улыбке. Это упражнение только для нижней челюсти.
4 – научиться приоткрывать рот. Выполнение: "улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот" (расстояние между руками – поставленный поперек указательный палец), удерживать под счет 1-5, губы при этом в улыбке
2 – научиться выдвигать сомкнутые губы вперед "трубочкой", удерживать под счет 1-5, зубы при этом сомкнуты.

После того, как дети научатся работать губами и нижней челюстью, можно переходить к другим упражнениям, в оси эти упражнения для языка. При этом губы и нижняя челюсть бывают неподвижны.

Бывает, что одновременно с работой органов артикуляционного аппарата, работают пальцы рук, т.е. нет дифференциации в работе органов артикуляционного аппарата и мелкой моторики. Тогда логопед на индивидуальном занятии с ребенком дает определенные упражнения для развития точных движений пальцев руки, при этом следит, чтобы губы и нижняя челюсть были в спокойном положении. Те дети, у которых нарушена мелкая и артикуляторная моторика, обычно бывают неуклюжи, и требуется развитие общей моторики от движений (рук, ног, головы) и развитии координации этих движений. При правильной ходьбе обязательно вырабатывается перекрестное движение. Для того, чтобы ребенок ничего не разбивал, требуется координированное движение руки и глаза, т.е. смотришь на то, что делаешь левой рукой. Эта основа и для письма. Для координации общих движений берутся упражнения согласно нормированному развитию ребенка при ходьбе, прыжках (на месте, с продвижением вперед, на одной ноге), метания (бросать мяч вверх, вниз, вперед, назад). Все данные берутся из программы детского сада.


-25-