С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Ранние признаки отклонений в речевом развитии у детей с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития

Автор: Наталья Александровна

09.03.2011г.
Развитие звуковой стороны речи начинается с рождения в форме первичных голосовых реакций. В первые месяцы жизни младенец сигнализирует о своих потребностях с помощью крика, который в случае отклонений в развитии может быть хриплым, ослабленным, монотонным, истощаемым или звучать нетипично, как при некоторых генетических синдромах.
- При ЗРР крик отсутствует или ослаблен, однообразен, непродолжителен, сдавленный или приглушенный.
- Позднее появление голосовых реакций (гуление и лепет)
- Малая речевая активность
- Звуковое однообразие, нередуцированность звуков
- Фрагментарность
- Слабая интонационная выразительность
Позднее появление гуления. Не прислушивается к взрослому. Не манипулирует звуками. Если не гулит в момент эмоционально-положительной ситуации.
При наиболее тяжелых речевых нарушениях, когда значительно поражен артикуляционный аппарат, может наблюдаться врожденный стридор – шумное, хриплое дыхание. Стридорное дыхание в сочетании с нарушениями орального праксиса (синкинезиями, апраксиями) приводит к тому, что лепет имеет прерывистый, смазанный, либо слабомодулированный характер. Менее выраженные нарушения проявляются в трудностях формирования интонационной стороны речи, которая уже к 6 месяцам приобретает у нормально развивающихся детей типичную для их родного языка мелодику.
Бедный лепет приводит к нарушению ритмической организации детских вокализаций, которые к концу первого года жизни начинают выполнять и определенную семантическую функцию (значение отрицания «не-а», переспроса «а?», согласия «дя», просьбы, требования «дя! дяй!»).
Первые слова у ребенка не появятся, если у него нет понимания и восприятия, необходимых условий для развития речи. Если нет слуховой и эмоциональной реакции на человеческую речь. Соответствующее развитие ВПФ. Нет коммуникативных предпосылок к речи.
Усвоение лексики проходит со специфическими особенностями:
- длительное «застревание» на стадии «лепетных» слов;
-неумене назвать однородные предметы одним словом;
-позднее появление «опорных слов», с которыми связано формирование высказываний типа «исе каси», «исе сыя» и т.п., и очень незначительным приростом этих слов в словаре ребенка;
-стойким эхолалическим повторением за взрослым, без умения самостоятельно использовать новое слово в общении;
- копирование вопросительной интонации взрослого вместо ответа на вопрос.
Главными особенностями речи детей являются так называемая «задержка лексического развития», которая проявляется в бедности активного словарного запаса, и специфические трудности в овладении прагматическими аспектами вербальной коммуникации.
Самостоятельные детские высказывания настолько элементарны и построены на копировании образцов взрослой речи, что имеет смысл говорить о появлении определенных форм конкретного слова, которые функционально отождествлены соответствующим формам нормативного русского языка – это так называемая «доморфологическая стадия» языкового развития.
В «Морфологической стадии» важными диагностическими показателями неблагополучия речевого развития являются:
- отсутствие в речи ребенка фраз из 3 и более слов;
- пассивность и безынициативность в ведении диалога;
- однословность или однотипность ответов на вопросы;
- преобладание в самостоятельных высказываниях «замороженных» морфологических и грамматических форм и высокая доля имитируемых речевых образцов в речи детей (часто почти полные повторы высказывания взрослого);
- не соответствующие возрасту отклонения от последовательного усвоения фонетических моделей («физиологическое субституирование») или, наоборот, длительное «застревание» на некоторых из них, когда искажения звуков приобретают стойкий патологический характер;
- выраженные трудности произнесения многосложных слов и слов со стечениями согласных.
Отдельно отмечаются стойкие запинки при произнесении развернутых фраз или отдельгых слов, многократные повторения и растянутое произнесение слогов и звуков, сопровождающееся мышечным напряжением.
В случаях наиболее тяжелых форм речевых нарушений развитие речи задерживается на уровне отдельных звукоподражаний, фрагментов слов, их «абрисов» и т.п.



-25-