Положение органов артикуляционного аппарата
свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, т.е. смягчаются искаженными шипящими:
С, Ш на Ш’
З,Ж на Ж’
Ц, Ч на Ш’
С’ на Ш’
З’ на Ж’
при произношении этих шипящих, кончик языка, опущен вниз, несколько оттянут вглубь рта. Спинка языка напряжена, поднята вверх, желобок не образуется. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами. В результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка, и слышатся искаженные смягченные шипящие. Поскольку свистящие заменяются на искаженные шипящие, это будет шипящий парасигматизм, т.к. в этом случае нет свистящих и правильного произношения шипящих.
Коррекция:
Поскольку нет правильных свистящих и шипящих, то логопед на индивидуальном занятии с ребенком в Тушино сначала ставит или свистящие или шипящие (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка) и только после того, когда каждый из этих звуков пройдет этап автоматизации, может перейти к дифференциации звуков.
Подготовительный этап
Исходя из того, что нарушено у ребенка хороший логопед на частном занятии отрабатывает следующее:
-упражнения для артикуляции звука С,
-для автоматизации звука С’.
-развитие фонематического слуха.
Шипящий парасигматизм Постановка звука C
- на занятии с ребенком логопед ставит звук основным способом
Автоматизация звука С
примерно на этом этапе автоматизации в словах, даем подготовительные упражнения для Ш
Дифференциация
Дифференциация поставленных логопедом на занятии с ребенком правильно произносимых звуков С, Ш по всем этапам с опорой на артикуляционные и акустические признаки