С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Специальные условия образования детей с особыми образовательными потребностями и их реализация в РФ.

Автор: Наталья Александровна

05.08.2015г.

ОСОБЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ПОТРЕБНОСТИ  ДЕТЕЙ  С  ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ
Лазуренко  Светлана  Борисовна
к.  псх.  н.,  доцент,  заведующая  лабораторией  специальной  психологии  и  коррекционного  обучения  НИИ  ПП  и  ВЛ  НЦЗД  РАМН,  г.  Москва
Простова  Марина  Валерьевна
Педагог дефектолог,  сотрудник  лаборатории  специальной  психологии  и  коррекционного  обучения  НИИ  ПП  и  ВЛ  НЦЗД  РАМН  г.  Москва
Специфические  образовательные  потребности  детей  различны  и  зависят  от  возраста,  характера,  степени  тяжести  первичного  нарушения  здоровья,  а  зачастую  и  его  структуры,  выраженности  их  последствий.  Именно  их  наличие  определяет  объективную  потребность  в  использовании  других,  не  традиционных,  а  специальных  способов  педагогического  воздействия.  Сознательно  организованное  образовательное  пространство,  специализированные  методы  обучения  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  позволяют  активизировать  и  реализовать  их  сохранный  познавательный  и  личностный  потенциал,  а  также  сгладить  проявление  первичного  нарушения  здоровья  (зрения  или  слуха).Так,  наличие  навыка  ориентировки  в  пространстве  у  ребенка  с  нарушенным  зрением  расширяет  его  самостоятельность  и  социальную  компетентность.  Владеющий  устной  речью  глухой  ребенок  более  свободен  в  общении  с  окружающими,  чем  такой  же  ребенок,  обученный  коммуникации  с  помощью  жестовой  речи.  Реализация  особых  образовательных  потребностей  является  единственным  путем  преодоления  социальных  ограничений,  к  которым  привело  нарушение  здоровья,  тем  более  что  зачастую  само  нарушение  здоровья  не  может  быть  устранено  никакими  медицинскими  способами.  Именно  в  этом  случае  специальное  образование,  особым  образом  построенный  процесс  обучения  является  средством,  с  помощью  которого  ребенок  может  познавать  окружающий  мир,  а  в  дальнейшем  адаптироваться  в  социуме.
Именно  с  этой  целью  специалистами  в  области  коррекционной  педагогики  были  разработаны  специальные  образовательные  программы  для  большинства  из  перечисленных  категорий  детей.На  сегодняшний  день  имеет  место  недостаток  методического  обеспечения  для  оказания  коррекционно-педагогической  помощи  детям  с  тяжелыми  нарушениями  развития  психики  и  детям  множественными  нарушениями  развития.  Для  остальных  категорий  в  советское  время  была  создана  и  успешно  функционировала  система  специального  обучения.  Она  позволяет  осуществить  дифференцированный  подход  в  предъявлении  ребенку  информации  в  зависимости  от  характера  и  степени  тяжести  первичного  нарушения  в  его  развитии  Однако  при  большом  количестве  преимуществ  она  имела  и  свои  недостатки.  Одним  из  них  является  раздельное  обучение  детей  с  проблемами  развития  и  здоровых  сверстников.  Сегодня  усилия  общественности  и  государства  направлены  на  то,  чтобы  дети  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  без  оных  обучались  вместе,  т.е.  дети  с  особыми  образовательными  потребностями  имели  возможность  обучаться  в  общеобразовательном  учреждении  путем  создания  в  них  специальных  педагогических  условий  То  есть  в  образовательном  учреждении  должны  быть  реализованы  специальные  образовательные  программы,  методы  и  приемы  работы  с  детьми,  доказавшие  за  многолетний  период  их  применения  свою  эффективность.  В  специальных  образовательных  программах  представлено  содержание  коррекционно-педагогического  процесса  с  учетом  современных  представлений  о  сущности  психического  развития,  о  психологической  целостности  интеллектуального  и  эмоционального  факторов  в  становлении  личности,  об  особенностях  и  своеобразии  становления  психики  под  влиянием  сенсорных,  интеллектуальных,  моторно-двигательных  и  других  нарушений,  о  ведущей  роли  обучения  в  психическом  развитии  человека.  Специальные  условия  обучения  это  кадры  (учителя,  владеющие  педагогическими  технологиями),  учебники,  учебные  пособия  и  дидактические  и  наглядные  материалы,  методы  и  приемы,  технические  средства  обучения  коллективного  и  индивидуального  пользования,  средства  коммуникации  и  связи,  а  также  психологические,  медицинские,  социальные  и  иные  услуги,  которые  позволяют  детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  усваивать  образовательную  программу . При  организации  учебного  процесса  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  без  учета  знаний  и  методов  коррекционной  педагогики  образовательное  учреждение  не  только  не  реализует  познавательного  и  личностного  потенциала  этих  детей,  но  и  нанесет  непоправимый  вред  состоянию  их  здоровья.  Это  произойдет  по  причине  несоответствия  педагогической  нагрузки  неврологическому  и  соматическому  состоянию  ребенка,  отсутствие  специальных  приемов  и  методов  преподавания  лишит  его  возможности  познавать  и  усваивать  новое,  а  индивидуальный  путь  преподавания  не  позволит  реализовать  самостоятельных  возможностей  ребенка,  будет  способствовать  формированию  зависимости  от  взрослого.  Регулярное  коррекционно-педагогическое  воздействие  на  ход  психического  развития  детей  по  программе,  разработанной  с  учетом  и  для  удовлетворения  особых  образовательных  потребностей  путем  создания  специальных  условий  для  усвоения  ребенком  новых  знаний,  перехода  с  одного  уровня  психического  развития  на  другой,  позволит  им  в  максимальной  степени  реализовать  свой  сохранный  познавательный  потенциал,  освоить  образовательную  программу.  Успех  в  этом  напрямую  зависит  от  биологических  и  компенсаторных  возможностей  организма  (состояния  работы  ЦНС,  других  органов  и  систем),  времени  начала  и  качества  коррекционно-педагогической  помощи,  регулярности  и  длительности  воздействия.  При  включении  детей  в  систему  образования  следует  помнить  о  том,  что  это  включение  должно  осуществляться  по  индивидуальному  маршруту.  Часть  детей  смогут  усваивать  знания  в  группе  в  форме  фронтального  занятия,  часть  детей  в  малых  группах,  а  часть  детей  только  индивидуально  
Решение  о  форме  обучения  может  быть  принято  путем  рационального  соотношения  следующих  факторов:  состояния  здоровья,  вида  и  формы  лечения,  возможности  усвоения  нового  по  речевой  инструкции  и  путем  подражания  действиям  взрослого,  наличие  знания  и  умения  самостоятельно  придерживаться  элементарных  социальных  норм,  владение  навыками  опрятности  и  некоторыми  навыками  самообслуживания,  умение  взаимодействовать  с  группой  сверстников.  Причем  первые  два  фактора  определяют  профиль  учреждения:  образовательное  учреждение,  учреждение  здравоохранения  (санаторий,  стационар),  надомное  обучение,  а  совокупное  наличие  или  отсутствие  хотя  бы  одного  из  остальных   четвертую  форму  обучения:  групповая  или  индивидуальная.
Процесс  обучения  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  не  может  осуществляться  без  систематической  медикаментозной  поддержки,  оказывающей  как  общеукрепляющее,  так  и  нормализующее  воздействие  на  центральную  нервную  систему  ребенка.  Тщательно  подобранное  лечение  обеспечивает  благоприятную  почву  для  обучения.  Организация  образовательного  процесса  должна  осуществляться  с  учетом  особых  соматофизических  потребностей  ребенка,  т.е.  необходимости  получать  лечение  в  процессе  обучения.  Взаимосвязь  педагогического  и  лечебного  процессов  будет  способствовать  укреплению  состояния  здоровья  детей  
Таким  образом,  коррекционно-развивающее  обучение  детей  с  отклонениями  развития  является  одним  из  методов  комплексной  реабилитации  состояния  здоровья,  направленной  на  преодоление  социальных  ограничений,  вызванных  болезнью,  путем  развития  их  познавательных  и  личностных  возможностей.  Чем  раньше  для  детей  с  особенностями  развития  будет  реализован  дифференцированный  подход  в  определении  содержания  комплексной  реабилитации  состояния  здоровья  и  психического  развития,  найдены  и  использованы  специальные  методы  и  приемы  педагогической  коррекции  имеющихся  у  них  отклонений  развития,  тем  успешнее  будет  их  социализация,  будущее  их  семей,  а  значит,  и  будущее  нашей  страны.


-25-