С речью у ребёнка не будет бед. В этом вам поможет чудологопед!
Регистрация |  Вход
8 (985) 186-27-98

c 10:00 до 18:00 по Москве

Сопутствующие расстройства при невротической форме заикания

Автор: Наталья Александровна

09.03.2011г.

- Особенности нарушения моторики: При обследовании детей дошкольного возраста с невротической формой заикания чаще всего обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Общие движения как у детей, так и у взрослых грациозны и пластичны. Они хорошо переключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Они легко вступают в ритм музыки и переключаются с одного ритма на другой. Двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно. Для правильного выполнения большинства двигательных заданий бывает достаточно словесной инструкции. Движения рук и ног хорошо координированы. Тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. В то же время по сравнению с нормой для всех заикающихся этой группы характерно недоведение элементов движения до конца, некоторая их вялость, повышенная двигательная утомляемость, у части заикающихся отмечается незначительный тремор пальцев рук.

 

- Наличие сопутствующих движений: Сопутствующие движения часты,  характер их изменчив. Типично раздувание крыльев носа во время речи.

 

- Наличие сопутствующих речевых расстройств: Звукопроизношение у детей с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо в соответствии с возрастными особенностями носит черты функциональной дислалии. Темп речи обычно быстрый, голос модулирован.

 

- Психоневрологическая симптоматика:    
Страх речи, особенности выраженности:     Резко меняется поведение заикающихся к 10— 12 годам жизни. В этот период появляется осознавание своего дефекта речи, боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок и т.д.
Время проявления логофобии:    В возрасте 10 – 12 лет у заикающихся с невротической формой патологии речи начинает ярко проявляться патологическая личностная реакция на речевое нарушение. Формируется стойкая логофобия — боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. В таких случаях образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные эмоциональные реакции отрицательного знака, приводящие в свою очередь к усилению речевых нарушений.
Выраженность логофобии может быть непропорциональна тяжести речевых судорог. Нередко при слабом, а иногда едва заметном для окружающих речевом дефекте страх речи может быть ярко выражен. Эмоциональная жизнь заикающихся заполняется этими переживаниями.
Сопутствующие невротические расстройства:    Эти больные повышенно впечатлительны, капризны и требовательны. Снижение аппетита, расстройства сна.
Наличие диффузного поражения мозга, в чем выражено:    Поражение эмоциогенных структур мозга
Психологические особенности подростков и взрослых:    В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными. При особо неблагоприятном течении невротической формы заикания у взрослых нередко формируется сложная клиническая картина, характеризующаяся дисгармоническим развитием личности. У взрослых заикающихся это проявляется в чувстве социальной неполноценности со своеобразной системой суждений, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который нередко генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще. Эффективность комплексного медико-педагогического воздействия на таких лиц бывает низкой.



-25-